Белокаменное зодчество города Владимир

С конца XI века, централизованная власть киевских князей начинает ослабевать, и вскоре, некогда единое государство Киевская Русь прекращает своё существование, распавшись на многочисленные самостоятельные княжества: Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переяслав-Муромское, Черниговское, Тмутараканское, Рязанское, феодальные республики Новгородскую и Псковскую и т.д.

Начинается период феодальной раздробленности. Каждый удельный князь строит себе столицу и увековечивает своё правление в памятниках архитектуры. Общественно-политические перемены повлекли и изменения архитектурного стиля: в небольших, по размеру, княжествах, повсюду, теперь, строятся небольшие церкви — одноглавые, четырёхстолпные, трёхнефные. (О конструкции русского крестово-купольного храма я писала

Самым влиятельным, в эти годы, становится Влади́миро-Су́здальское княжество. Сюда перемещается культурно-политический центр Древней Руси. Расцвета владимиро-суздальская культура достигает во время правления князя Андрея Боголю́бского (1111 – 1174 гг.). Он с большим энтузиазмом начинает обустраивать свою столицу – город Владимир и соседние с ним крупные города княжества – Боголю́бово и Су́здаль.

Золотые ворота

Как пишет летописец, князь Андрей «сильно устроил» Владимир, позвав туда «купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких» и, что «приведе ему Бог из всех земель мастеры». Отличительной особенностью архитектуры этого княжества становится белокаменное строительство из местного материала – известняка.

Въезд в город украсили Золотые ворота, которые и теперь являются достопримечательностью Владимира.

Своё название постройка получила благодаря тому, что створки ворот (несохранившиеся до наших дней) были обиты позолоченной медью, сверкающей на солнце и производящей неизгладимое впечатление своим богатством и роскошью на всех входящих в город. Грандиозная, 14-тиметровая арка ворот опирается на цилиндрические сторожевые башни (их пристроили в XVIII веке, для упрочения конструкции), а над нею высится небольшая надвратная церковь, увенчанная изящной позолоченной главкой.

Бытует предположение, что во Владимире, в то время, были построены еще Серебряные и Медные ворота, которые не сохранились до наших дней.

Успенский собор во Владимире

Андрей Боголюбский повелел украсить самый центр города великолепным собором, посвящённым празднику Успения Богородицы. Именно он становится кафедральным – главным собором Древней Руси, выполняющим функции столичного государственного духовного и культурно-общественного центра.

Когда с Успенского собора сняли строительные леса, народ ахнул: такой церкви на Руси ещё не видали!

“Князь Андрей, — пишет летописец, — украсил её различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащённых дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, были многочисленны…Так что церковь Богородицы была так же удивительно красива, как храм Соломона.. .”.

Первоначальное внутреннее убранство храма, к сожалению, не сохранилось, но его внешний облик всё также прекрасен.

Это была одна из самых больших и совершенных, по пропорциям, церквей, построенных на Руси. Фасады собора разделены на пять разных, по ширине и высоте, прясел, украшенных изящными декоративными арочками, опоясывающими, словно бахромой, собор по всему периметру, деля его стены на два горизонтальных яруса. Эта деталь древнерусской архитектуры получила название «аркату́рный пояс». Предполагают, что раньше он был позолоченным. Сверкали позолотой и лёгкие узорчатые закомары собора. Золотом были покрыты и пять куполов, украсивших Успенский собор: четыре небольших главы по углам здания, окружающие более крупный центральный купол, который главенствует над всей этой постройкой, да и над всем городом.

Успенский собор славен не только своим внешним обликом (который, кстати, менялся на протяжении веков), но и росписями интерьера. Среди них, сохранились редкие достоверные работы выдающихся живописцев Древней Руси — Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. (О русских иконописцах я расскажу в отдельной статье).

И сейчас, белокаменный собор Успения Богоматери, возвышаясь над крутым берегом реки Клязьмы, виден издалека, привлекая многочисленных туристов своим золотым пятиглавием, сияющим на солнце.

Дмитриевский собор во Владимире.

Совсем недалеко от Успенского собора во Владимире находится ещё один шедевр древнерусского зодчества – собор Святого Дмитрия Солу́нского.

Это классический четырёхстолпный, трёхнефный, одноглавый храм, по форме напоминающий правильный куб, увенчанный шлемовидной главой, гордо покоящейся на барабане. При взгляде на него в воображении рождается образ русского воина-богатыря – крепко сложенного, статного и гордого. От собора словно веет некоей эпической силой.

Исследователь древнерусской культуры Н. Воронин об этом памятнике архитектуры писал:

«Дмитриевский собор подчёркнуто величественен и по-своему строен… могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность… Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора ».

Однако славен этот храм не столько своими пропорциями, сколько дивным узорочьем – резьбой покрывающей его стены. Непрерывный орнамент, берущий начало от аркатурного пояса и вьющийся до самых закомар, и далее по простенкам барабана – явное наследие более древней языческой культуры Древней Руси.

Здесь причудливо переплетаются образы классические христианские и фантастические сказочные: царь Давид-псалмопевец, святые и апостолы, Александр Македонский, возносящийся на небо, китавра́сы (искажённое от греч. «кентаврос» — кентавр), грифоны, жар-птицы, львы, чудесные цветы, сплетающиеся стебли (весьма напоминающие кельтский орнамент).

Учёными было подсчитано, что собор украшают изображения 243 зверей, около 250 птиц, 125 львов. Небывалая, невиданная фантазия древнерусских мастеров!

Сегодня бытует предположение, что стены Дмитриевского собора могли быть ярко раскрашены впрочем, как и стены других храмов, которые сегодня мы видим, и представляем себе только белокаменными.

Украшением Владимира является Успенский собор Княгинина монастыря. Эта обитель была построена Всеволодом Большое Гнездо (1154-1212 гг.) по просьбе его жены Марии Шварновны.

Сам монастырь и его главный собор неоднократно разрушались и восстанавливались вновь. Сегодняшний облик Успенского собора создан зодчими рубежа XV-XVI веков.

По архитектурной моде того времени, этот достаточно простой трёхнефный, одноглавый храм, украсился характерными декоративными деталями, называемыми кокошниками.

Они располагаются выше закомар, несколькими, сужающимися вверх ярусами. (О конструкции русского крестово-купольного храма я писала

Но, пожалуй, самый обаятельный и самый известный храм Владимиро-суздальского княжества, был построен не в самом городе, а недалеко от него на берегу реки Нерль. Этому архитектурному шедевру я посвящу следующую статью.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре в полном

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций: