Былины — русский героический эпос

Велико́ было значение слова в Древней Руси. Испокон веку, ещё со времен восточнославянских племен, началось зарождение литературы в её устной традиции. Сказители исполняли на пирах предания о славных народных героях – богатыря́х, рассказывали долгими зимними вечерами волшебные или бытовые сказки, передавали из уст в уста легенды о древних

Однако, всё это не является, собственно, литературой. Что же отличает устное народное творчество или фольклор от литературы?

1. Анонимность. Подобные произведения зарождались иногда в самой глубокой древности и отражали представления людей о мире, человеке, природе, жизни и прочем. Никто из рассказчиков не считал себя автором сказания, так как, оно являло собой продукт коллективного творчества, рождающегося, как бы, спонтанно: один придумал сюжетный ход, второй – его обогатил подробностями, третий – изменил финал, четвёртый – добавил персонажей, пятый – приукрасил описанием места событий и т.д.

2. Устная форма бытования. Как правило, всё это не записывалось – так как с таким искусством был знаком каждый, оно было частью быта и жизни человека и, собственно, как к искусству к нему не относились. Поэтому сохранялись подобные произведения, только передаваясь от рассказчика к слушателю, то есть из уст в уста.

3. Вариативность. Поскольку отсутствовало фиксированное авторство, а передавалась информация устно, то не удивительно, что произведение со временем изменялось. Сохраняя фабулу, в которой отражалось то, что было важным в эпоху, когда произведение создавалось, в последующем (с изменением жизни и мировоззрения) оно могло приобретать черты, характерные для новой эпохи. Распространяясь, порой на весьма большие территории, оно отражало черты быта и мышления того народа, к которому попадало и который интерпретировал сюжет на свой лад. Так известны, например, многочисленные «бродячие» сюжеты сказок, которые бытовали у многих народов Европы, территориально удалённых друг от друга иногда на большие расстояния (например, вспомните русскую народную сказку о хитрой лисе, обманывающей волка и сравните её с

Самый самый распространённый и любимый образец фольклора — это народные сказки. Который включают в себя обязательный развлекательный элемент, а также поучительный (дидактический). Не даром говорят, что сказки учат. Кроме того, народные сказки содержат в себе и отголоски древних мифологических представлений о мироустройстве. На эту тему предлагаю посмотреть сюжет чудесного канала "Точка":

Русский героический эпос — былины. Все перечисленные черты характерны и для такого популярного жанра устного творчества, как были́на (до XIX века этот жанр назывался стари́на), который представляет самобытный вариант героического эпоса, существовавшего у всех народов на ранних этапах формирования наций и государств (вспомните гомеровскую

В основе такого повествования всегда лежат два источника – мифологические представления создававшего его народа и исторические (реально происходившие) события. Причём, несмотря на достаточно весомый и очевидный фантастический элемент (например, существование драконов или многоголовых Змеев Горынычей, в русской традиции), сюжет эпоса не воспринимался как сказка – так как в нём отражались более древние верования, прочно вошедшие в сознание народа, а потому, казавшиеся слушателям истинной правдой. Об этом, кстати, говорит и название жанра – «былина» – «то, что было» или «стари́на» – «то, что (действительно) происходило в старину».

Характерным является также и то, что, как и любой другой героический эпос, русские былины, чаще всего, составляют своеобразные циклы, объединённые либо одной темой, либо одним героем, совершающим небывалые подвиги ради родной земли и своего народа. Так, ки́евский цикл былин связан с именами популярнейших русских богатыре́й Ильи́ Му́ромца, Добры́ни Ники́тича и Алёши Попо́вича.

Все они вместе, и каждый в отдельности, являются защитниками земли русской от сил зла: Илья спасает Киев от Соловья разбойника и И́долища поганого, Алёша Попович расправляется со злым Туга́рином, Добрыня же побеждает чудовищного Змея Горы́ныча, а все вместе они постоянно отбивают землю-матушку от иноземных врагов, пытающихся её покорить.

Былинных богатырей отличает некое особое, иногда волшебным образом приобретённое качество (вспомните, как Илья Муромец, не ходивший 33 года, вдруг обрёл здоровье и богатырскую силу, испив воду, данную ему паломниками — каликами перехожими). Главный герой повествования разительно отличается от «просто» людей, чаще всего, огромной силой, мощью, сложением, удалью, бесстрашием, умом и тому подобным. Объединяет все эти былины не только образы богатырей, но и исторический фон – они служат при дворе киевского князя Владимира Красное Солнышко и выполняют его поручения.

Интересно, что у этих фольклорных персонажей, есть реальные прототипы. В частности былинного Илью Муромца часто связывают с жившим в начале XII века силачом родом из Мурома по прозванию «Чобото́к», незадолго до смерти принявшим монашество в Киево-Пече́рской лавре под именем Ильи Пече́рского. В XVII веке его причислили к лику святых как «преподобного Илию Муромца», а его мо́щи (останки) до сих пор покоятся в некрополе Киево-Печерской лавры в Украине.

В 1988 году была проведена экспертиза этих останков. В результате исследования выяснилось, что этот человек имел рост 177 см., который в средние века считался действительно богатырским, и обладал, судя по всему, недюжинной силой. На его теле остались следы ранений, от одного из которых он и скончался в возрасте около 40–55 лет.

Своеобразен язык былин. Их исполняли, чаще всего, нараспев, во время застолий и пиров, под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента (чаще всего – гу́слей). Поэтому они представляют собой особые ритмические стихи. В них отсутствуют рифма и чёткий стихотворный размер, а поэтический эффект достигается благодаря одинаковому, в каждой строке, количеству ударений (в том числе и смысловых). Например:

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земляДа под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

Исполнители былин и их сочинители должны были наизусть воспроизводить для слушателей весьма длинные повествования, чтобы облегчить их запоминание (и сочинение) в былинах использовались своеобразные шабло́ны – одинаковые эпитеты – сравнения, соотносимые с тем или иным героем, повторения одного и того же текста в разных местах былины, связанного с подобными ситуациями и т.д. (Сравните с

Сегодня вряд ли уже удастся точно определить, когда же появились первые былины. События, охватываемые ими, относятся к IX–XVI векам, а записывать их стали лишь в XIX веке. Из всех возможных авторов и древнейших исполнителей сегодня известно лишь одно имя – Ве́щего Боя́на, которое упомянуто в величайшем памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Былины, являясь образцами устного народного творчества, ближе всего стоят к древнерусской литературе, о которой речь пойдёт в следующих статьях.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре .

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций на канале:

Все публикации моего канала вы можете найти в полном