Церковь Покрова на Нерли

Из всех храмов, построенных в Древней Руси, одним из самых известных в мире, стала совсем небольшая церковь, расположенная на слиянии рек Клязьмы и Нерли, посвящённая празднику Покрова Богородицы. По преданию, её повелел построить князь Андрей Боголюбский (ок.1111-1174 гг.) в память о своём погибшем сыне Изяславе (1147-1165 гг.).

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым? Прежде всего — его удивительный гармоничный облик.

Церковь Покрова возвышается над берегом, на холме, поросшем травой и деревьями. Образ её удваивается в отражении небольшой речки Нерль. Здание будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма.

Вроде ничего особенного, но… Стройный силуэт, весь словно устремлённый вверх, высокий барабан с луковичной главой, которые по высоте, почти равны основному объему храма и ненавязчиво украшающая прясла белокаменная резьба…

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом нежной девушки-невесты (в отличие от

Исследователи искусства и культуры единодушно соглашаются, что во всей русской храмовой архитектуре, вероятно, нет памятника более лиричного.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создаёт тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворённой и летящей ввысь музыке или песне, — пишет Н.Н. Воронин. — Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».

Однако, таким ли, действительно, был этот храм, когда его построили? Данные археологии говорят о том, что облик его был совсем иным. Начнём с того, что холм, на котором он стоит и, который, так естественно, возвышается над рекой, был создан специально, чтобы церковь не пострадала во время весенних разливов рек и половодий. Этот своеобразный рукотворный пьедестал для храма, по приказу князя Андрея, был весь покрыт белокаменными плитами, а также снабжён водостоками и лестничными пролётами, «сбегающими» к пристани, устроенной у подножия холма.

Фундамент церкви уходил в землю на глубину 5,3 м! Основной объём храма, который кажется нам сегодня таким совершенным и самодостаточным, был некогда обнесён галереями-гульбищами, высотой до пяти с половиной метров. Иной была и главка Покровской церкви – не луковичной, как сегодня, а шлемовидной, с деревянным покрытием, напоминающем «чешуйки».

Получается, современный облик храма, такой гармоничный, цельный и законченный, — лишь малая часть былого великолепия. Можно только представить, как выглядело это место когда-то: над водой один над другим поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. И вот перед нами уже не лиричная изящная постройка, какой она представляется нам сегодня, а величественный, нарядный и торжественный княжеский храм.

Кроме того, современные исследователи предполагают, что церковь являлась лишь частью построек, окружавшего её монастыря.

Таким образом, церковь Покрова на Нерли можно с полным правом назвать «дважды шедевром», так как одинаково прекрасны и её первоначальный вид и сегодняшний.

Однако именно современный облик церкви Покрова на Нерли, принёс ей всемирную славу. Чудесный и поэтичный, он привлекает множество туристов. Приведём слова историка культуры Льва Любимова, писавшего об этом шедевре следующее: « Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконической красоте…».

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций: