Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 2

В

В первую очередь были перестроены стены кремля и выстроен главный — кафедральный Успенский собор. Но на этом строительство не заканчивается. Соборная площадь, в очень короткие сроки, "обрастает" новыми постройками. Часть из них была создана руками отечественных мастеров. Например, церковь Ризположения и Благовещенский собор.

Церковь Ризположения

Совсем небольшая (по сравнению с остальными строениями Кремля) церковь Ризположе́ния (названа в честь праздника Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы) служила домовым храмом московского митрополита.

Своим обликом и конструкцией она весьма напоминает классические трёхнефные, четырёхстолпные, одноглавые храмы, строившиеся на Руси во время феодальной раздробленности. (О конструкции древнерусского храма читайте

Однако эту постройку отличает гораздо бо́льшее изящество, благодаря применению нового художественного приёма – все декоративные элементы, украшающие стены собора – арочки аркатурного пояса, перспективные порталы входов и даже закомары – имеют стрельчатую (килеви́дную), заострённую кверху форму. Такие элементы весьма напоминают традиционный древнерусский женский головной убор – коко́шник, поэтому и церковь смотрится по-девичьи грациозной и миловидной.

Домовые храмы Теремного дворца

Вы, наверняка, обратили внимание на золотые маковки со сложными крестами, словно рассыпанные на крыше строения, находящегося позади церкви Ризположения?

Эти луковичные главки расположены над целым комплексом так называемых домовых церквей, которые некогда являлись частью Теремного дворца.

Все эти многочисленные домовые храмы в конце XVII века были объединены общей кровлей и увенчаны одиннадцатью куполами на тонких и изящных барабанах с изразцами.

Благовещенский собор

В другой стороне Соборной площади по приказу Ивана III, в 1484-1489 годах, строится новая домовая церковь для царской семьи, названная Благове́щенской. В ней, как ни в какой другой культовой постройке на территории Кремля, ощущается «русский дух». (Руководством возведения собора занимались псковские мастера Кривцов и Мышкин, те же, кто отвечали за первоначальный проект рухнувшего

Небольшой, по размеру, храм, окружён высокой галереей – гульбищем. Основной объём здания (в русском зодчестве он называется "четверик") увенчан пятью аккуратными главками (четыре более мелких и низких вокруг центрального высокого купола) покоящихся на довольно высоких, стройных барабанах, а с четырёх сторон к нему вплотную примыкают дополнительные приде́лы (небольшие самостоятельные церкви), каждый завершается собственным куполом, находящимся ниже, чем купола основного здания церкви.

Белокаменные стены храма украшены изящным декоративным орнаментом. Заострённые килевидные закомары и кровли апсид, выходящих на Соборную площадь, придают собору лёгкость живость и праздничность. Все купола и кровли Благовещенского собора обильно покрыты золотом, за что в народе его прозвали Златоверхим. Благодаря сверкающим главкам, обилию деталей, некоторой дробности форм, а также своей пирамидальной конструкции собор этот напоминает сказочный теремок, пряничный домик или зефирное пирожное и радует глаз.

Замечателен не только внешний облик Благовещенского собора, но и его интерьер — здесь находится бесценное сокровище древнерусской живописи – иконоста́с, предположительно выполненный гениальными художниками Феофаном Греком и Андреем Рублёвым (подробнее о них вы узнаете одной из публикаций).

Грановитая палата

Занимаясь возведением храмов, московский царь не забыл и о собственной резиденции – Великокняжеском дворце, строительство которого возложили на итальянцев Марко Ру́ффо (прозванного Фрязиным) и Пье́тро Анто́нио Сола́ри. Это была грандиозная по замыслу и воплощению постройка.

Дворец состоял из огромного количества помещений различного предназначения: личные покои царя и царицы, комнаты для слуг и приближённых, палаты для приёма иностранных послов и рядовых посетителей, места для заседания боярской думы, залы для пиров и церемоний, помещения хозяйственного предназначения (кухни, амбары, кладовые и т.п.). Они были расположены на разных уровнях, и находились в разных «избах» и «палатах», но соединялись друг с другом многочисленными лестницами и переходами. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, бывший в Москве в начале XVI века, отзывался об этих постройках, как о «весьма обширных и великолепно выстроенных».

Сегодня о былой роскоши мы можем судить лишь по сохранившейся Гранови́той палате, расположенной также на соборной площади Кремля. Свое название она получила из-за декоративной отделки стены камнем, с выступающими острыми гранями, модной тогда в Италии.

Это одна из самых древних из сохранившихся до наших дней светских построек на территории России. Предназначалась плата для приёма иностранных послов и проведения важнейших государственных мероприятий, выполняя функцию тронного зала.

Поразительным казался её интерьер современникам: огромный зал (его площадь почти 500 кв. м.) перекрывался высокими сводами, которые держались на одной единственной опоре – столбе, находившемся в самом центре этой величественной залы. Это воспринималось чудом, т. к. в то время такие огромные площади умели перекрывать, лишь используя большое количество опор.

Патриаршие палаты и церковь 12-ти апостолов

Превзойти строителей зала Грановитой палаты удалось лишь мастерам XVII века, в сооружении, возведённом тоже на Соборной площади — Патриарших палатах.

После того, как в Москву, из Владимира, была перенесена митрополичья кафедра, которая затем преобразовалась в патриаршию, появилась необходимость и в постройке резиденции главы русской православной церкви. На территории Кремля были выстроены жилые палаты для предстоятеля и церковь, где проводились повседневные службы для обитателей Кремля. (Для праздничных богослужений предназначался кафедральный

Время обошлось с этими постройками достаточно сурово. Первые постройки неоднократно разрушались, а на их месте возводились новые. То, что сегодня мы можем увидеть — это часть комплекса, сооруженного по воле патриарха Никона (тот самый, который стал инициатором реформы, разделившей русскую православную церковь на раскольников-старообядцев и тех, кто согласился с нововведениями).

Возведены эти постройки были русскими мастерами Антипом Константиновым, Баженом Огурцовым, Давыдом Охлебининым и Тарасом Тимофеевым . Из всех помещений этого комплекса, особое изумление у современников вызывала так называемая, Крестовая палата, общей площадью 280 м². Этот обширный зал был перекрыт хитроумным сводом, не опиравшимся на внутренние поддерживающие опоры-колонгы. Такую конструкцию смело можно назвать уникальной для своего времени.

Сейчас в Патриарших палатах расположен музей с уникальной экспозицией предметов культа и быта допетровской эпохи. Если будете в Московском Кремле, рекомендую обязательно её посетить.

Но и на этом грандиозная стройка, начатая Иваном III в Кремле не остановилась. Какими ещё сооружениями украсилась Соборная площадь? Об этом расскажу в

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций: