Почему в древнерусской литературе нет беллетристики, и о чём писали древнерусские авторы?

«Велика бывает польза от книжного учения. Книги нас наставляют и учат идти путем накопления. Мы находим мудрость и воздержание в словах книжных, ибо это реки, которые напояют вселенную, это источники мудрости, ибо у книг неизмеримая глубина, ими утешаешься в печали, и они являются уздой воздержания».Фрагмент из древнерусской летописи

Появление литературы на Руси.

Когда на Руси появилась литература? Естественно – вместе с письменностью (с этим согласны все исследователи и учёные). Однако до сих пор среди них нет единого мнения о времени её возникновения? На этот счёт существует две основные теоретические версии.

Версия №1.

Письменные памятники появились лишь тогда, когда Русь приняла

На основе кириллицы сложились современные болгарский, сербский, русский, украинский, белорусский алфавиты, а в период существования Советского Союза, на этой же основе были созданы алфавиты некоторых народов, входивших в состав страны.

Версия №2.

Существуют предположения о том, что и до принятия христианства, то есть до освоения созданного Кириллом и Мефодием алфавита, письменность на Руси уже существовала. Различные археологические находки, сделанные на территории расселения восточнославянских племен в древнейшие времена, содержат своеобразные знаки («че́рты и ре́зы»), которые могут восприниматься как письмена. Их изучением занимаются некоторые исследователи.

Однако бесспорным остаётся тот факт, что все известные сегодня (и официально признанные подлинными) памятники древнерусской литературы, были созданы не ранее X–XI веков, и написаны они буквами, созданными благодаря труду греков-просветителей Кирилла и Мефодия.

Интересный сюжет по этому поводу есть на канале "Точка":

Летописание.

Как уже говорилось, вместе с новой верой, на Русь пришли и книги, необходимые в церковном обиходе. Поэтому не удивительно, что изначально, вся литература, имевшая хождение на Руси, была переводной: византийской и болгарской (Болгария приняла Византийское православие несколько ранее Руси). В это же время древнерусские писатели сами начинают осваивать те жанры литературы, которые прежде появились в Византии и стали там каноническими: проповеди, богослужебные песнопения, жития святых (подробнее см. статью

Однако любимейшим жанром, своеобразной «визитной карточкой» именно русской словесности, стали ле́тописи, не получившие такого развития более ни в одной стране мира. Их авторами были монахи, которые считали, что работа, выполняемая ими, совершается по воле Божией и во славу Бога, значит тратить время на пустые вымыслы и фантазии – зря гневить Господа. Поэтому они старательно описывали лишь то, чему были свидетелями или то, что, по их мнению, являлось достоверным историческим фактом. Так возник жанр литературы, описывающий исторические события в хронологическом порядке – по годам (или, как говорили в старину, лета́м).

Монах, бравшийся за создание летописи, сначала находил и переписывал всё, что было создано до него и, лишь затем, приступал к изложению современных ему событий или тех, о которых ему было известно из источников, не вошедших в ранние документы. Записи о разных исторических периодах собирались вместе и образовывали порой весьма обширные летопи́сные сво́ды.

Средневековые русские летописи – это бесценный материал для изучения самых отдалённых эпох. Они, кроме собственно исторических сведений, зачастую содержат древние легенды и предания, жития святых и творимые ими чудеса, рассказы из жизни великих князей и рядовых граждан, деловые договоры и тексты документов, которые ни в каком другом виде не сохранились до нашего времени и т.п.

Интересно, что в летописях практически неразличим «голос» самого автора, его личное отношение к описываемым событиям. Однако в любом летописании чётко отражены устремления, чаяния, образ мыслей всего народа, жившего в описываемую эпоху, в конкретном географическом месте.

Пожалуй, самый выдающийся и самый древний, из дошедших до нас, памятник летописной литературы Киевской Руси – «Повесть временны́х лет», созданная на рубеже XI-XII веков, как предполагают ученые, монахом Киево-Печерской лавры и выдающимся писателем Не́стором. Название своё она получила по первым строкам: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русcкая земля, кто в Киеве первее княжити и откуду Русская земля стала есть».

Именно из неё мы узнаём бесценные сведения о древних восточнославянских племенах и местах их расселения, о призвании на Русь варяга Рю́рика для создания государственности, о правлении и военных походах первых русских князей, о

Летописец наблюдает и начало феодальной раздробленности на русской земле, сопровождающейся междоусобицами удельных князей и ослаблением киевского государства. В конце своего труда Нестор настоятельно проводит мысль о том, как необходимо согласие между правителями русских земель, являющихся братьями по крови, слугами Господа и своего народа. И эта непримиримая рознь, по мнению писателя, является тяжким грехом перед Богом, а значит — грозит всей русской земле тяжкими испытаниями.

Эта же мысль пронизывает и самое известное произведение древнерусской литературы – «Сло́во о полку́ И́гореве», о котором я расскажу подробнее в

"Слова…" и "Поучения…"

Кстати, "Слова", могут рассматриваться как отдельный самобытный жанр древнерусской литературы. До нас дошло "Слово о законе и Благодати", написанное монахом Илларионом в конце XI века. Именно оно считается древнейшим сохранившимся оригинальным литературным произведением Древней Руси. В своём "Слове" автор рассуждает о том, каково место Руси и Русской церкви в христианской истории, проводя параллели с Византией. И делает вывод, что Русь имеет особую роль в Божественном замысле. И когда князь Владимир Красно Солнышко, обратил землю русскую в христианство, Бог осенил её, как и другие христианские народы, своею благодатью. И теперь она ни в чём не уступает Византии, а возможно, и превосходит её.

"Слова…" представляли собой образец литературного красноречия, наряду с Поучениями и Наставлениями. Разумеется, что они тоже имели дидактический, воспитательный, нравоучительный характер, и должны были донести до читателя представление о идеальной модели поведения русского человека. Отличает этот жанр то, что в поучениях всегда есть конкретный адресат — сыновья, братья, князья и т.п., к которым обращается автор. Одним из ярких образцов такого рода литературы является "Поучения Владимира Мономаха" (конец XI века). Князь даёт советы будущим потомкам, объясняя им как правильно строить свою жизнь по законам совести, добра, веры, приводя примеры из жизни, чтобы не нарушать Божественное устройство мира.

Однако, хочется отметить, что эти памятники древнерусской словесности важны для нас не только с исторической точки зрения. Они, зачастую, являются и выдающимися литературными произведениями, в которых красота слова является чрезвычайно важной составляющей. Вот, например, цитата из "Слова о погибели Русской земли", датируемого XIII веком:

"О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!"

Согласитесь, что читая этот текст, словно представляешь, как автор словно смакует, каждый образ, каждое словосочетание, тщательно подбирая их и любовно укладывая сказ свой "кирпичик за кирпичиком".

Агиографическая литература.

Другим любимым жанром литературы, распространившимся в Древней Руси, стали жития святых (агиографии). Этот жанр был перенят у Византийских писателей, но на русской земле он получил несколько иную интерпретацию. Византийский канон был достаточно строг и состоял из обязательных блоков, описывающих жизнь и чудеса святого.

Историк В.О. Ключевский писал об этом литературном жанре: «Житие — это целое архитектурное сооружение, напоминающее некоторыми деталями архитектурную постройку».

Русские писатели не так строго придерживались жёстко регламента, характерного для агиографической литературы, выработанной греческими богословами.

Первые русские жития святых появляются на рубеже XI-XII веков. Упоминавшийся ранее летописец Нестор (автор «Повести временных лет») становится и создателем жития первых русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, убитых своим сводным братом Святополком Окаянным, в борьбе за киевский престол.

Также интересно творчество писателя XIV века – монаха Епифа́ния Прему́дрого, создавшего собственный стиль письма, который он назвал «плете́нием слове́с». Им написаны жития Се́ргия Ра́донежского и Стефа́на Пе́рмского .

Дальше всего от византийского канона, пожалуй, отстоит одно из самых любимых агиографических произведений в средневековой Руси – «Повесть о Петре и Февро́нии Му́ромских», написанная в XVI веке псковским священником Ермола́ем-Ера́змом. В этом житии нет ни описаний детства, родителей главных героев, мы не видим какой-то особой святости персонажей или их подвигов во имя веры и Бога, но зато, в произведении очень сильно выступает фантастический элемент, характерный для волшебных сказок.

Так в «Повести…» к жене Муромского князя Павла прилетает Змей, которого убить может только его брат – Пётр. Однако, одолев дракона, герой покрывается струпьями (язвами) от крови чудовища, попавшей на него. Излечить князя берётся весьма хитроумная крестьянская девушка Феврония, в обмен на данное Петром обещание жениться на ней.

После смерти Павла, Пётр и Феврония становятся правителями в Муроме. Во время их долгого и справедливого правления княгиня-крестьянка не раз демонстрирует чудеса – волшебную силу, данную ей от Бога. Чувствуя близкую кончину, Пётр и Феврония принимают монастырский постриг и умирают в один час. Чудеса, которые совершала Феврония при жизни, продолжают свершаться и после смерти княжеской четы у их мощей.

Своеобразным итогом в развитии церковной литературы на Руси стал сборник «Великие Мене́и Че́тьи» (ежемесячного чтения), составленный в XVI веке под руководством митрополита Мака́рия. В него вошли тексты, используемые для богослужения и для чтения дома, нравоучительные проповеди различных богословов, все известные тогда жития, расположенные по месяцам и дням памяти этих святых, то есть то, что должно было формировать мировоззрение общества.

Конечно, произведения русской литературы XI-XV веков не ограничиваются только лишь тем кругом текстов, о которых рассказывалось в этой статье, он значительно шире. Однако здесь представлены самые важные для русской письменности жанры и те произведения, которые являются достоянием не только русской культуры, но и мирового искусства.

Подводя итог, отмечу основные характерные черты древнерусской письменной культуры XI-XV веков.

1. Нравоучительность. Практически вся древнерусская литература, независимо от жанра и особенностей произведения, целью своей ставит не праздное (пустое) развлечение читателя, а наставление, поучение. Она даёт примеры для подражания и обличает пороки, ведущие к погибели духовной и телесной.

2. Следование «литературному этикету». Так назвал характерную черту древнерусской литературы виднейший её исследователь, академик Д.С. Лихачёв, имея в виду следование авторами определённой традиции или канону. Он отмечал, что: «Литературный этикет средневекового писателя слагался из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению и какими словами должен описывать автор совершающееся…».

3. Патриотизм. Все произведения указанного периода пронизывает идея об общественном благе (как его понимали в то время) в виде объединения земель, призывов на борьбу с иноземными захватчиками, примеров деятельности русских святых и т.п..

4. Народность. Авторы древнерусской литературы, практически никогда не выражали субъективного (личного мнения) о том, о чём писали. Они являлись выразителями общих народных настроений, чаяний, желаний, устремлений.

5. Историзм. Всё, что писалось в этот период, по мнению авторов, имело реальную историческую основу, то есть происходило на самом деле (в настоящем или далёком прошлом), поэтому любые произведения XI-XV веков рассматривались читателями, как подлинные документальные свидетельства той или иной исторической эпохи.

6. Религиозная направленность. Практически ни один из данных памятников нельзя рассматривать, как сугубо светское произведение. В них, в бо́льшей или ме́ньшей степени, отражено религиозное мышление и христианское мировоззрение.

7. Отсутствие в древнерусской литературе таких тем, как любовные переживания, юмор, сатира т. п..

8. Отсутствие поэзии, как способа литературного письменного выражения.

О древнерусской литературе кратко с юмором, но очень профессионально рассказывает этот сюжет, созданный каналом "Точка".

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре .

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций на канале:

Все публикации моего канала вы можете найти в полном