Наука и научное познание в позитивисткой философии XIX века: Герберт Спенсер

«Мифология умерла вместе с наукой» О. Конт

Кратко про позитивизм

  • Главная проблема позитивизма: взаимоотношение философии и науки.
  • Главный тезис: всё подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
  • Способ добывания знания: эмпирические исследования — наблюдение и изучение конкретных явлений, эксперимент, а также обобщение, классификация и описание результатов, внедрение их в практическую деятельность человека. (помимо эмпирического уровня познания есть теоретический и метатеоретический).
  • Противопоставлялся: метафизике (нет чувственного опыта); материализму (рассматривает то, что наблюдать нельзя).

Историческая тенденция

  • Представители позитивизма (первой формы): Конт, Милль, Спенсер.
  • Капитализм нуждается в естественных науках, но идеологи буржуазии заботятся о том, чтобы из данных естествознания не делались материалистические и атеистические выводы. На тот момент происходит рвение в сферу естественных наук, однако мало кто хотел, чтобы это привело к отречению от религии.
  • Позитивизм, ратующий за конкретные научные исследования, но утверждающий, что сущность явлений навсегда останется непознаваемой, вполне удовлетворяет этим требованиям. Спенсер был агностиком и считал (как и остальные позитивисты), что наука, как и религия, не может дать ответы не все вопросы. Более того, в этом нет смысла, должны оставаться тайны и секреты. Спенсер пытался примерить науку и религию.
  • В странах с сильной материалистической традицией позитивизм выступает прежде всего как противовес, противодействие материализму и играет в целом реакционную роль. В тех странах, где преобладает влияние церкви и религиозной философии (Италия, страны Латинской Америки, США и т. д.), позитивизм воспринимается многими передовыми людьми как движение, освобождающее от засилья церкви и способствующее свободному научному исследованию. Как мы видим, позитивизм воспринимался по разному, зачастую, его воспринимали неверно. Например, его нельзя трактовать, как направление, способствующее освобождению от религии и свободному научному исследованию. Как уже было сказано — наука тоже не может дать ответы на все вопросы. Плюс к этому, любое исследование должно приносить практическую пользу человеку в его обычной жизни. Знания, которые далеки от человеческой жизни попросту не нужны.

Кратко о Спенсере

  • Годы жизни: 1820-1903 гг.
  • Родился в Англии (в графстве Дерби)
  • В ранней молодости был гражданским инженером, но уже в 1845 г. оставил эту профессию и всецело посвятил себя философии и науке.
  • Социолог
  • Агностик
  • Один из родоначальников эволюционизма.

Список основных работ

Мы не будем расписывать по датам его работы, поскольку в этом нет смысла, куда важнее, отразить с помощью списка работ формирование его идей, чтобы представление о нём было более системное.

Этап №1: первые наработки в виде статей

В самом начале своей исследовательской деятельности Спенсер пишет статьи, спустя какое-то время все они будут собраны в сборник «Опыты научные, политические и философские» (3 тома). В том числе, он поднимает проблему взаимоотношения философии и науки. На тот момент, философия стояла особняком в отношении науки.

Этап №2: полноценные работы

В свет выходят работы:

  • «Социальная статика»;
  • «Изучение социологии»;
  • «Воспитание».

Спенсер начинает затрагивать не только социологию, но и этику.

Этап №3: ряд трудов под общим названием

Общее название — «Система синтетической философии».

Входят труды:

  • «Основные начала» (1 том);
  • «Основания биологии» (2 тома);
  • «Основания психологии» (2 тома);
  • «Основания социологии» (3 тома);
  • «Основания науки о нравственности» (2 тома).

В первой книге Спенсер затрагивает вопросы, связанные с философией, в остальных он касается биологии, психологии, социологии и этики. Сразу надо сказать, что слабым местом в его теории являлась биологическая сторона, так как он сам не был силён в биологии.

«Принцип относительности науки»

«конечные научные идеи соответствуют реальностям, которые не могут быть постигнуты»«действительность, лежащая позади всякой видимости, должна вечно оставаться непознаваемой»

«Учение об эволюции»

Надо понимать, что понятие «эволюция» является одним из центральных в исследовательской деятельности Спенсера, применяет его не только в биологическом смысле.

«Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения»

Рассмотрим по пунктам данное определение:

  • Переход от простого к сложному (интеграция или концентрация) — любая система со временем становится более сложной;
  • Переход от однородного к разнородному (дифференциация) — когда система становится сложной, то внутри неё компоненты становятся более неоднородные, система внутри становится разнородной;
  • Переход от неопределенного к определенному (появление порядка) — изначально, система как таковой системой не является, только со временем внутри нее появляется порядок, потому что без него сложная система не может существовать.
  • Закон эволюции в органическом мире

    «беспрерывное приспособление внутренних отношений к отношениям внешним»

    Организм взаимодействует с окружающей средой. В основе отношений — механический закон равенства действия и противодействия. Все изменения органической материи направлены на установление равновесия между действием среды и противодействием организма! Равновесие устанавливается или путем прямого уравновешения, когда внешняя сила непосредственно вызывает известные структурные изменения, или путем косвенного уравновешения (дарвиновский естественный отбор появится позже).

    Психологический аспект

    • Тесная связь между духовной жизнью и внешним миром.
    • Психические явления – субъективные выражения внешней реальности.
    • Спенсер занимает оригинальное положение в споре между сенсуалистами, утверждающими, что в духе нет ничего, чего бы не было ранее в ощущении, и априористами, которые, в той или иной форме, признавали, что некоторые духовные явления не зависят от ощущений.
    • Врождённые «формы мышления» — продукт психологической эволюции, «зарегистрированный» опыт предков.

    Социология Спенсера: общие тезисы

    • Изучал эволюцию учреждений домашних, обрядовых, политических и церковных.
    • Учение о происхождении первобытных верований.
    • Учение об аналогии между обществом и организмом.

    Промежуточные выводы

    «Материя, движение и сила лишь суть символы неведомого реального»

    • Спенсер исходил из деления мира на «познаваемое» и «непознаваемое». Что-то мы не сможем познать, а что-то и не нужно познавать.
    • Наука способна познать лишь сходства, различия и другие отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность. Например, мы не можем изучить человека в изоляции, то есть, какие процессы протекают у него в голове в этот момент. Можем изучить лишь, когда он взаимодействует с другими людьми. Когда человек идет на психологические курсы, то его не волнуют процессы внутри его самого, ему важно лишь взаимодействие с другими (внешние проявления).

    Обобщение идей

    Социология для Спенсера выступает теоретическим базисом этического учения и как инструмент познания социальной реальности исходит из биологизма, организма, усложнения функций организма, общественного роста, привнося в этику не метафизические, а естественнонаучные начала. Нижний слой — биология, на основе него выстраивается второй слой — социальный, на основе него выстраивается третий слой — этический. Упор Спенсер делает на социологический слой. Важным является то, что в основе этой иерархии лежат естественнонаучные, а не абстрактные идеи.

    В очерке «Прогресс: его законы и причины» (1857) Спенсер утверждает, что эволюционный принцип был законом универсальной применимости, определяющим развитие в физической, органической и социальных сферах. Эволюционная теория, следовательно, давала основу для объединения наук. Какая бы траектория развития ни изучалась, движение всегда было направленным к возрастающей дифференциации и интеграции структуры. Системы, будь то солнечная, биологическая или социальная, всегда проявляли тенденцию переходить из состояния, где их составные части были гомогенными и свободно связанными, в состояние, где они становились все более гетерогенными и интегрированными.

    Интересный факт

    Уже в 1852 г., в статье под названием «Теория народонаселения» Спенсер доказывал, что на процесс социального развития оказывал решающее влияние борьба за существование и пригодность для выживания. Таким образом, он предвосхитил приблизительно на шесть лет отдельные аспекты теории естественного отбора, которую Дарвин и Уоллес с таким успехом применили к органическому миру. Однако, это лишь версия. Как мы уже говорили, Спенсер был слаб в биологии, а потому это лишь наброски.

    Формы деятельности, обеспечивающие существование общества

    • Непосредственно направленная на самосохранение;
    • Удовлетворяющая опосредованно жизненные потребности, влияющие на самосохранение;
    • Деятельность по воспитанию и образованию;
    • Деятельность по поддержанию социальных и политических отношений;
    • Досуг.

    Формы деятельности и научное знание

    Научное знание носит прикладной характер, определяется полезностью для жизни человека, для развития общества.

    В каждой из этих форм деятельности велика роль научных знаний, науки, каждая из них осуществляется и развивается в прямой зависимости от уровня развития знания: чем совершеннее человеческие знания внутри формы общества, тем она лучше и успешнее. В своей философии науки Спенсер доводит до конца традиции философии «здравого смысла», отождествляя науку с обыденным сознанием, рассматривая ее как «расширение восприятий путем умозаключений». Он отождествляет обыденное и научное знание по содержанию, а вся история науки сводится им к выяснению последовательных фаз внутри знания. По Спенсеру, знание развивается эволюционно, последовательно – от простого к сложному через дифференциацию и интеграцию.

    Список рекомендованной литературы

    • Иовчук В. Краткий очерк истории философии. / В. Иовчук. М.: Мысль, 1971. – 928 с.
    • Горский Д.П., Грязнов Б.С. Позитивизм и наука. Критический очерк. / Д.П. Горский, Б.С. Грязнов. – М.: Наука, 1975. – 247с.
    • Чекменёва Т.Г. Теория и методология познания в трудах классиков социологии: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгей, М. Вебер. // Сборник трудов XVI Международной конференции. Государство, общество, Церковь в истории России XX-XXI веков. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2017. – С.186-191.
    • Лузина Т.И. Спивак В.И. Наука как предмет познания в философии первого позитивизма. // Вестник Ленинградского Государственного Университета имени А.С. Пушкина. – СПб.: Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина, 2014. – № 3. – С.48-56.