«Душа компании и мама для всех». Каким человеком была Наталья Филева

Источник: forbes.ru

Cергей Сопов несколько лет работал вместе с председателем совета директоров S7 Натальей Филевой и в общей сложности был знаком с ней два десятилетия. После ее трагической гибели в авиакатастрофе Forbes попросил Сергея Алексеевича рассказать, какой останется Наталья Валерьевна Филева в памяти ее товарищей и коллег.

Вы много общались в Натальей Валерьевной в разные моменты ее жизни и на разных уровнях: когда она только начинала строить авиационный бизнес в конце 90-х годов, и уже когда компания S7 набрала мощь и стала крупнейшей частной компанией. Как вы с ней впервые познакомились и почему она была так увлечена авиацией?

Я познакомился с Натальей Валерьевной Филевой в 1999 году, когда руководил «Аэролизингом»: мы тогда вместе ездили на встречу с одним из губернаторов. Уже тогда она была очень энергичным и целеустремленным человеком и четко понимала, чего хочет добиться. Авиация была ее призванием: она профессионально выросла в этой отрасли. Она хорошо знала техническую составляющую, знала, как работают перевозки и как их выстроить, чтобы они были коммерчески успешными.

Мы много общались с Натальей Валерьевной. Она всегда была вдумчивым человеком: в ней сочеталось пристальное внимание к деталям и талант оценивать ситуацию в комплексе. Филева всегда знала, что происходит в экономике и в политике, что обсуждается на законодательном уровне, как чувствуют себя конкуренты, как развивается спрос на перевозки и формируется стоимость услуг. Она хорошо видела общую картину. Это редкий дар: многие технически подкованные люди этого не умеют.

Благодаря каким качествам Наталье Валерьевне удалось на базе проблемного авиаотряда построить крупнейшую частную авиационную компанию в России?

Наталья Филева была не только идеологом развития компании, но и внутренним мотором S7, который не давал никому уснуть. В бизнесе она бывала требовательной и жесткой, а в жизни оставалась очень добрым и хорошим человеком, искренним и жизнерадостным. Она могла и выпить вина, и поддержать интересный разговор на любую тему. Одним словом, это была душа компании.

Вам приходилось отстаивать свою позицию, когда вы были гендиректором S7 Space? Она авторитарный руководитель?

Мне с Натальей Филевой часто приходилось спорить, но она умела слушать и слышать, и всегда принимала логически обоснованные аргументы. Наталья Валерьевна была вспыльчивой, хотя и быстро отходила.

В компании многие относились к Наталье Филевой как к маме. У нее был неформальный статус покровительницы и авторитета, который был гораздо важнее в общей иерархии ценностей, чем формальная должность председателя Совета директоров. В компании царила особая атмосфера: для многих работа в S7 была чем-то большим, чем просто работа. Чувствовалась увлеченность делом, люди верили в то, что делали, и из этого складывалась позитивная энергия созидания. Я много раз слышал это от разных сотрудников.

Конечно, Наталья Валерьевна при этом была очень требовательным руководителем, но она умела и прощать ошибки: наказывала, но давала шанс исправиться. Она была мудрой и уравновешенной, занимая во многих спорах функцию независимого арбитра.

Почему именно группа S7 стала первой российской компанией, которая получила право предоставлять международные космические услуги?

Благодаря деловой интуиции Натальи Филевой компания S7 одной из первых обратила внимание на космическое направление: своевременно разглядела новую нишу для частных инвесторов. Развитию космической программы Наталья Валерьевна уделяла особое внимание. Многое в этом направлении в S7 Space уже сделано: сформирована сильная профессиональная команда, а в 2017 году произведен первый успешный запуск ракеты-носителя. Во многом это личная заслуга Натальи Филевой.

Конечно, Наталья Валерьевна оставляла за собой все политические вопросы управления бизнеса и отстаивала деловые интересы на всех уровнях власти. Очень много времени она посвящала общению с чиновниками, ходила в Госдуму и Сенат, была очень активным и неравнодушным человеком.

Какую роль она сыграла в развитии российской авиации?

Наталья Филева очень последовательно защищала принципы частного предпринимательства, никогда не терпела монополизм и управление ценами. Во многом именно благодаря ей в авиации мы имеем регулирование, близкое к рыночным условиям. Гибель Натальи Валерьевны Филевой — очень большая утрата не только для авиакомпании, но и для частной авиации в целом. Очень многими успехами этой отрасли в России мы обязаны ее неравнодушию, компетентности и твердым принципам. Этого нам всем будет очень не хватать.