Как совладелец китайской сети кофеен создал конкурента Starbucks и стал миллиардером

Источник: forbes.ru

Luckin Coffee, быстрорастущая китайская компания, открывшая в стране 2370 точек, подала документы для регистрации на нью-йоркской бирже Nasdaq. Чарльз Чжэньяо Лу, который был одним из первых инвесторов компании, а теперь является председателем ее совета директоров, стал миллиардером благодаря дальновидному вложению в фирму из Сямыня.

Luckin Coffee тратит огромные средства, пытаясь стать ведущей сетью кофеен в Китае: в 2018 году ее чистый убыток составил $241 млн при выручке $125 млн, следует из данных, предоставленных в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. В этих документах сообщается также, что Лу и его жене, Личунь Го, принадлежит 30,5% компании, что делает их крупнейшими акционерами. Forbes полагает, что доля Лу стоит около $800 млн.

Первый успех Лу, раньше работавшего топ-менеджером в телеком-индустрии, связан с компанией по прокату автомобилей Car Inc., которую он основал в 2007 году. Компания предлагала клиентам краткосрочную и долгосрочную аренду автомобилей более чем в 300 городах Китая. Лу вывел ее на IPO в 2014 году, в ходе которого удалось привлечь $400 млн на Гонконгской фондовой бирже. Вскоре, в 2015 году, Car Inc. запустила UCar, стартап по поиску такси.

UCar отличался от конкурентов тем, что создал собственный автопарк и начал предлагать услуги профессиональных водителей. Лу, который покинул пост гендиректора Car Inc. в 2016 году, теперь управляет UCar в качестве гендиректора и председателя совета директоров. Бизнес компании диверсифицирован — включает в себя дилерское подразделение и услуги по автокредитованию. Оценка стратапа составляет более $6,5 млрд. Доля Лу в Car Inc. оценивается примерно в $500 млн, а значит, его состояние в общей сложности равняется $1,3 млрд.

Самым ценным вложением Лу оказались инвестиции в Luckin Coffee. В октябре 2017 года Дженни Цян, бывший операционный директор Car Inc. и UCar, открыла сеть кофеен эконом-класса после того, как привлекла $150 млн от Лу и других инвесторов. Luckin Coffee начала стремительно открывать новые кафе и всего за 18 месяцев расширилась от первой точки в Пекине до 2370 кофеен.

К январю 2019 года Luckin Coffee продала около 90 миллионов чашек кофе и объявила, что планирует открыть 4500 кафе к концу года и занять место Starbucks, крупнейшей сети кофеен в Китае. Легендарная американская сеть, открывшая первое кафе в Пекине в 1999 году, владеет 3600 точками в стране. Компания рассчитывает ежегодно открывать 600 новых кафе и развивает сервисы доставки.

В отличие от дорогих кафе Starbucks, которые располагают к тому, чтобы клиенты засиживались там, более 90% точек Luckin Coffee продают кофе навынос и расположены в многолюдных местах вроде офисных зданий и университетских кампусов. Обычно в кафе с безналичным расчетом (клиенты платят через приложение Luckin) мало посадочных мест и простые интерьеры, что позволяет Luckin Coffee использовать сэкономленные средства для того, чтобы устанавливать цены ниже, чем у Starbucks. Сделанные через приложение заказы в крупных городах доставляют за 18 минут или быстрее. Для расширения охвата компания начала сотрудничать с крупнейшим китайским сервисом доставки еды Meituan Dianping.

В ходе последнего раунда финансирования, где основным инвестором выступил BlackRock, компания была оценена в $2,9 млрд.

Перевод Натальи Балабанцевой