О ком забыли в сериале «Чернобыль»: советские роботы на аварии АЭС

Источник: forbes.ru

Сериал «Чернобыль», созданный американским каналом HBO, невероятно популярен у зрителей из России, Украины и США. Но его создатели умолчали о десятках роботах, работавших на завалах.

Главный герой — академик Валерий Алексеевич Легасов, советский химик, вошедший в правительственную комиссию по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии. Расшифровки его аудиозаписей легли в основу сценария «Чернобыля». Некоторые очевидцы подтверждают достоверность обстановки в фильме, несмотря на художественный вымысел. Ученые думают, ликвидаторы делают, паранойя правительства мешает спасать континент. Другие критикуют режиссерскую трактовку. Один из существенных поводов — в сериале не показана роль советских роботов в ликвидации.

Чего не знал академик

В фильме вскользь упоминаются советский аппарат СТР (фото на заставке) и робот из ФРГ, которые сразу выходят из строя. И Легасов заявляет: машины не справятся, работать могут только «биороботы» — то есть люди.

Однако именно Чернобыль дал мощнейший толчок развитию отечественной экстремальной робототехники, рассказал внештатному автору Forbes основатель советской робототехники Евгений Иванович Юревич. На момент аварии 26 апреля 1986 года Юревич — директор и главный конструктор Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). Он почти сразу вылетел на место аварии, чтобы изучить обстановку, и утверждает, что в фильме нарушена хронология: в картине сначала появляется отечественный луноход, затем упоминается немецкий робот.

По воспоминаниям ученого, в реальности сперва были закуплены два немецких робота-манипулятора MF-2 и MF-3. Оба не выдержали излучения. По сценарию, СССР скрыл от ФРГ реальный уровень излучения и запросил машины, выдерживающие 2000 рентген/час, тогда как по факту излучение было в десятки раз выше. Но Сергей Половко, на тот момент начальник отдела систем управления ЦНИИ РТК и один из ликвидаторов, называет это фантазией режиссера: MF-2 и MF-3 не были рассчитаны даже на 200 Р/ч, потому что создавались не для работы на АЭС.

Уже через несколько дней к работе был привлечен ЦНИИ РТК, главный в СССР центр робототехники. Он получил задание: до 15 июня 1986 года разработать и поставить на ЧАЭС подходящие машины. Из-за спешки распоряжение председателя правительственной комиссии Льва Воронина, датированное 29 мая 1986, было написано от руки.

Находившийся на месте аварии Юревич передавал с ЧАЭС информацию для разработки роботов, а ЦНИИ РТК работал «в режиме военного времени»: круглосуточно. На тот момент штат организации составлял более 1000 человек. «Мы работали вместе с военными, поднимались на крышу реактора, спускались в шахты. У каждого был личный дозиметр. Если он показывал максимальную допустимую дозу, нас отправляли домой», — рассказывает Евгений Юревич.

Первые советские роботы для Чернобыля

Институт смог создать и запустить первые модели по разведке и очистке территории ЧАЭС уже в июне 1986. Сначала ЦНИИ РТК создал для Чернобыля колесного робота-разведчика РР-1, который помог оценить уровень радиации и количество отходов там, куда людям был закрыт доступ. Его данные позволили скорректировать стратегию: предполагалось, что роботы-подборщики манипуляторами будут собирать отдельные радиоактивные объекты и грузить их в транспортного робота. Но выяснилось, что нужно очищать большие сильно загрязненные площади, в основном на крышах зданий. Разумнее было сбрасывать мусор в провал на месте взрыва. Для этого манипуляторы не эффективны, нужны были тяжелые роботы-бульдозеры.

Такие роботы имели примитивную, но максимально надежную конструкцию и мощную защиту от радиации. Частью из них дистанционно управляли по кабелю, остальные были радиоуправляемыми. В июне 1986 года первый робот-бульдозер ТР-А1 прибыл на место аварии. Выглядел он совсем не как высокотехнологичный андроид из фантастических фильмов, зато справлялся со своими задачами.

Постепенно к нему присоединились роботы-бульдозеры ТР-А2, ТР-Б1, ТР-Б2, ТР-Г1 и ТР-Г2. Параллельно разрабатывались новые роботы-разведчики: колесные РР-2, РР-3 и гусеничные РР-Г1 и РР-Г2.

Катастрофа такого масштаба произошла впервые, поэтому оптимальная конструкция была неизвестна, ученые экспериментировали, оптимизируя модели под конкретные задачи. Аккумуляторы быстро садились и радиосвязь плохо работала из-за ионизации, которую создает радиоактивное излучение. Роботы с управлением и подачей энергии по кабелю были лишены этих недостатков, но длинный кабель мог запутаться, а короткий вынуждал находиться оператора в зоне с высоким радиоактивным фоном. А в модели ТР-Г1 чувствительная к радиации полупроводниковая электроника большей частью была заменена электромеханическими аналогами или вынесена на пульт управления опреатора.

«Среди конструкторских бюро возникла конкуренция: все вдруг осознали, что тот, кто успешно справится с задачей ликвидации, получит средства на развитие этого направления и мощную государственную поддержку. Поэтому и другие организации захотели участвовать», — вспоминает Юревич.

В результате помимо немецких машин и моделей ЦНИИ РТК в Чернобыль были отправлены роботы «Белоярец» ПО «Атомэнергоремонт», два «Мобот Ч-ХВ» из МВТУ, два аппарата СТР ВНИИТрансмаш и другие. По воспоминаниям Юревича, из них не вышли из строя роботы СТР, те самые луноходы из сериала HBO, хотя и у них иногда случались поломки, и «Моботы».

Вымысел и реальность

При сравнении сериала и реальных событий ученые подметили еще несколько деталей. В первую очередь коллеги по ЦНИИ РТК критически отнеслись к тому, что государство в картине — исключительно отрицательный «герой».

«Подобная кооперация, которая спасла ситуацию в 1986 году, возможна только в тоталитарном государстве. В случае с Чернобылем не было никаких тендеров, конкурсов. Мы просто писали телеграмму на нужное нам предприятие — например, в Армению, — и через два дня нам присылали оттуда необходимую деталь или модуль. Сегодня это невозможно», — считает Юревич.

«Режет ухо постоянное обращение ликвидаторов друг к другу «товарищ». Мы никогда так не общались», — критикует сериал Половко. Неправдоподобной, по его мнению, выглядит сцена в автобусе по пути на ЧАЭС: мрачно, люди молчат, депрессивная музыка. «Всю дорогу до станции обсуждались всякие мелочи, от рабочих моментов до вчерашнего обеда», — вспоминает ученый. Еще одна неточность — палаточный лагерь, в котором не было необходимости: «У нас был целый город, покинутый жителями».

В сериале толку от роботов нет, а Юревич отмечает, что роботы ЦНИИ РТК заменили несколько тысяч военных. Причем на участках, куда посылать людей было смертельно опасно. В течение двух месяцев ЦНИИ РТК разработал, изготовил и отправил на станцию 15 роботов различного назначения. Для создания чернобыльских роботов-ликвидаторов к проекту были подключены более 40 производственных предприятий.

Роботы в воспоминаниях Легасова

Мотивы авторов сериала «Чернобыль», почти исключивших роботов из фильма, неизвестны. Но можно предположить, что они ориентировались на воспоминания самого В. А. Легасова, в которых ЦНИИ РТК не фигурирует. Роботов Валерий Легасов упоминает мельком и именно в том же ключе, что и создатели сериала: существовавшие роботы с работой справиться не смогли. Но далее отмечает, что «в конечном счете, наиболее удачным способом оказались бульдозеры дистанционно управляемые, или просто бульдозеры-скреперы». По всей видимости, созданные в ЦНИИ РТК аппараты с удаленным управлением ученый-химик роботами просто не считал.

Более того, Легасов в воспоминаниях упоминает роботов-разведчиков, созданных в его собственном Институте атомной энергии им. Курчатова в середине 1987 года. Но это произошло уже после того, как роботы ЦНИИ РТК и ВНИИТрансмаш выполнили все основные задачи по очистке и разведке, которые на них были возложены.

    Ящики с водкой, биороботы и голые шахтеры: 11 нестыковок в сериале «Чернобыль»

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников ЦНИИ РТК, в частности Е. И. Юревича и С. А. Половко. При подготовке использовалась монография Е. И. Юревича «Роботы ЦНИИ РТК на Чернобыльской АЭС и развитие экстремальной робототехники».

Чернобыльские джедаи: роботы, ликвидировавшие аварию на АЭС

1 из 10

ЦНИИ РТК

2 из 10

ЦНИИ РТК

3 из 10

ЦНИИ РТК

4 из 10

ЦНИИ РТК

5 из 10

ЦНИИ РТК

6 из 10

ЦНИИ РТК

7 из 10

ЦНИИ РТК

8 из 10

ЦНИИ РТК

9 из 10

ЦНИИ РТК

10 из 10

ЦНИИ РТК

Колесный робот-разведчик РР-1

Первый созданный в ЦНИИ РТК колесный робот-разведчик РР-1 использовался на станции с 17 июня по 4 июля 1986 года. На нем была установлена телевизионная камера и измеритель мощности дозы излучения (диапазон 5-10 000 рентген/час). Робот весил 39 кг, скорость передвижения составляла 0,2 м/с, питание осуществлялось от электросети по кабелю. С его помощью было проведено обследование машинного зала в районе энергоблока № 3 общей площадью 500 м2, коридора энергоблока №4, помещения под грузовым люком площадью 200 м2. В течение суток робот работал в зоне, где уровень радиации достигал 18 000 Р/ч.

Колесный робот-разведчик РР-2

На смену ему были разработаны колесный робот-разведчик РР-2 и его последующие модификации РР-3 и РР-4, а также гусеничные роботы РР-Г1, РР-Г2. Робот РР-2 использовался на станции в период с 27 июня по 6 июля 1986 года. С его помощью было проведено обследование кровли 3-го энергоблока площадью более 800 м2.

Гусеничный робот-разведчик РР-Г1

Гусеничный робот-разведчик РР-Г1 был создан для обследования мест, недоступных для колесных технических средств, включая лестницы и проходы. Он использовался с начала августа 1986 года на кровле деаэраторной этажерки и для разведки проходов в районе кровли машинного зала. Вес робота составлял 65 кг, скорость движения 0,3 м/с. Аналогичный робот-разведчик РР-Г2 применялся на ЧАЭС начиная с сентября 1986 года и был задействован для обследования обстановки непосредственно в районе провала 4-го энергоблока и на кровле 3-го энергоблока.

Робот-бульдозер ТР-А1

ТР-А1 был первым роботом с навесным рабочим инструментом в виде бульдозерного ножа и ковша. В состав робота входили сканирующая телекамера, радиостанция (Р-407), кабель длиной 150 м, две аккумуляторные батареи (СЦ-300) со вторичным источником питания, блок управления и переносной пункт управления. Вес робота составлял 600 кг, грузоподъемность — 200 кг, запас хода — 12 км.

С начала июля 1986 года тяжелый робот ТР-А1 использовался для работ на кровле деаэраторной этажерки. Это техническое помещение, непосредственно примыкающее к машинному залу АЭС, где расположено вспомогательное оборудование турбоагрегата — турбопитательный насос, конденсатные, дренажные и сетевые насосы, пароэжекторные установки, деаэраторы, кондиционеры, вентиляционное оборудование.

Робот ТР-А2

Гусеничный аппарат ТР-А1 очистил кровлю площадью 1500 м2, снизив уровень радиации в три раза. Затем он применялся для сваливания в провал 4-го энергоблока радиоактивного мусора, сбрасываемого с расположенных выше кровель и в общей сложности проработал более 200 часов.

Его сменил аналогичный робот ТР-А2, в конструкцию которого была введена рама для удобства транспортировки вертолетом и монтажа дождезащитной пленки.

Радиоуправляемый тяжелый робот ТР-Б1

ТР-Б1 с автономным энергопитанием от бензинового электроагрегата также использовался для очистки территории станции. Время автономной работы ТР-Б1 составляло 8 часов и определялось емкостью топливного бака (15 л). Робот мог комплектоваться манипулятором с дисковой пилой или навесным рабочим инструментом.

Модификация ТР-Б1

Модификация тяжелого радиоуправляемого робота ТР-Б1, укомплектованного манипулятором с дисковой пилой. Он использовался для резки рубероидного покрытия крыши.

ТР-Б1, укомплектованный навесным рабочим инструментом

Модификации тяжелого радиоуправляемого робота ТР-Б1, укомплектованная навесным рабочим инструментом для сбора сыпучих материалов.

Тяжелый робот ТР-Г1

В августе 1986 года в ЦНИИ РТК были разработаны тяжелые роботы ТР-Г1 и ТР-Г2 на гусеничном ходу. Они имели повышенную проходимость и предназначались для работы в условиях с предельно высоким уровнем радиации.

Для повышения радиационной стойкости роботов пришлось отказаться от использования современной на том этапе полупроводниковой радиоаппаратуры и перейти на релейные схемы управления. Электродвигатели постоянного тока были заменены на асинхронные с короткозамкнутым ротором и электропитанием по силовому кабелю с пункта управления. С этой же целью с борта робота на пульт управления была переведена вся электроника, кроме дополнительно защищенных телекамер.

Тяжелый гусеничный робот ТР-Г2

Вес робота составлял 1400 кг, скорость движения — 0,12 м/с. Он мог передвигаться на расстояние до 200 м, что определялось длиной кабеля.

На некоторых последних поставленных на станцию модификациях тяжелых роботов были установлены кабелеукладчики — механизмы для выпуска и подборки кабеля при движении робота, чтобы кабель все время находился в натянутом состоянии, исключив наезды на него робота и зацепы кабеля за препятствия.