Эффективная и этичная цифровая коммуникация

В эпоху онлайн общения, нам всем нужно следовать элементарным правилам цифровой этики. Я собрала самые важные правила, которые помогут нам всем экологично взаимодействовать с друг другом в диджитал среде.

Правильная коммуникация — это та, что не нарушает границ собеседника и позволяет быстро передать нужную информацию.

Для того, чтобы хорошо общаться, нужно научиться формулировать свои мысли, аргументировать их, освоить правила деловой переписки, грамматики, орфографии и пунктуации языка. Но все это — общие навыки, которые пригодятся и при живом общении. Ими безусловно нужно владеть.

Но также онлайн-коммуникация имеет свою специфику. Мы теперь общаемся большую часть времени онлайн, поэтому нам всем нужно научиться взаимодействию в этой среде. Диджитал общение лучше обычного общения тем, что оно экономит время собеседника — не приходится ездить на встречи, общаться голосом, можно поддерживать связь в любое удобное время. Но для личного общения, оно не дает всех плюсов живого взаимодействия — в онлайне сложнее передать эмоции и чувства.

А для делового общения, онлайн среда — лучший вариант, так как она позволяет очень эффективно передавать и получать информацию, если научиться использовать ее правильно.

Правила этичной цифровой коммуникации

  • Звонить собеседнику можно только предупредив об этом. Это не касается срочных ситуаций и очень близких людей, хотя их границы тоже лучше уважать — не всем комфортно получать звонки и от близких людей.
  • Пишите в одном сообщении полную фразу, а не одно-два слова. Никогда не пишите просто "Привет" и даже "Привет. Как дела?". Это может показаться вежливым, и мы так делаем в живом общении, но чат — это другое. Вместо проявления вежливости, вы заставляете другого человека ждать, пока сформулируете вопрос, что приводит к потере производительности. Пишите сразу ваш запрос — не притворяйтесь, что вам интересны дела и новости человека, когда вы хотите попросить его что-то. Просто задавайте вопрос.
  • Указывайте тему сообщения, если пишите письмо по почте, или сообщение слишком большое. Это поможет человеку определиться, нужно ли отвечать на ваше сообщение срочно, и по какому проекту вы пишите.
  • Приветствуйте собеседника и представляйтесь, прежде чем что-то написать. Это вежливо, и дает понимание, как к вам можно обращаться. Также, не сокращайте слова в деловой переписке. Особенно слова вежливости и благодарности — сокращениями они потеряют свой смысл.
  • Присылать голосовые сообщения можно только после уточнения, комфортно ли человеку будет его прослушать. Зачастую ответ будет "нет", и это нужно уважать. А в групповые чаты вообще нельзя присылать голосовые, только если вы не получили согласия от всех участников группы.
  • Есть такое мнение, что нельзя писать и звонить в нерабочее время. Но я считаю, что это не очень актуально сейчас, так как у всех разные графики и разные часовые пояса. А большинство пользуются режимом "не беспокоить" на своем телефоне, и могут ответить, когда будет удобно дадут ответ. Если кто-то вам пишет в час ночи, можно просто ответить в 10 следующего дня.
  • Можно передавать контакты человека другому только после его разрешения. Сначала нужно спросить разрешения, и только при положительном ответе, делиться контактами. Либо можно создать общий чат, если вы хотите познакомить людей, и представить их друг другу в нем. Также, нельзя добавлять человека в группы без уточнения его согласия.
  • Обращайтесь на "вы" к незнакомому человеку, независимо от его возраста и статуса. После приветствия вы можете перейти на "ты", но в начале лучше проявить уважение. Также, нужно обращаться к человеку так, как он сам представился. Используйте то имя, которое он указал в своем профиле, и не меняйте обращение по вашему усмотрению.
  • Сопровождайте комментариями все пересылаемые файлы. А рабочие файлы отправляйте по почте или в рабочий мессенджер, но не в личный чат.
  • Не игнорируйте собеседника. Это нормально не отвечать сразу же, и ценить свое внимание и время. Но у всего есть разумная грань — не отвечать больше одного рабочего дня, это уже игнорирование. Если вам нужна дополнительная информация, чтобы ответить, или вы уехали в отпуск, то просто честно напишите об этом. Это сильно упрощает коммуникацию, и не задерживает других людей.
  • Обычно бывает очень неловко поправлять людей, когда они делают что-то нарушающее эти правила и напоминать об ответе, когда на ваше сообщение не отвечают. Но можно использовать такие лайфхаки:

    • открыть проговорить неловкость ситуации, извиниться за настойчивость
    • объяснить свою нетерпеливость ответа или неудобство, чтобы ваша поправка/напоминание были мотивированы
    • предложить человеку помощь, упростить его задачу
    • заранее писать, когда вам нужен ответ

    Я бы ввела обучение цифровой этики в школьную программу, так как этот навык уже сейчас полезен всем. А в будущем, онлайн общения будет больше, и, соотвественно, будут появляться новые правила и границы общения. Но пока мы сами ответственны за то, чтобы никому не вредить в диджитал среде и организовывать свою личную и деловую коммуникацию максимально эффективным образом.