Как сохранить свои знания на годы?

Для меня этот всегда был актуален. Я много учусь, и наполняю свою жизнь разными опытами. Только многие знания я теряю уже через несколько месяцев. Навыки и базовое понимание процессов конечно остаются, но я уже не вспомню сейчас, как, например, делается вино на винодельнях в Италии или Грузии или, как управлять яхтой и ориентироваться по звездам.

Более того, я уже несколько раз проходила обучение математики и истории искусств, и каждый раз мне приходится учиться понимать все заново, так как я все забываю. И дело не в памяти, а в неэффективном процессе обучения и сохранение знаний.

Проблема знания не в том, чтобы получить его. В нашем цифровом мире вы можете получить практически любые знания в любое время. Проблема состоит в том, что выбрать, какие знания стоит приобрести. А затем, построить систему, которая будет передавать их во времени и предлагать их к применению к вашим будущим вызовам.

Существует множество лайфхаков и техник эффективного обучения и запоминания, но все равно, невозможно сохранить все свои знания в нашем мозге.

Это можно делегировать второму мозгу, который будет хранить ваши знания, и предлагать вам их в нужный момент. Но эта система не будет работать, если загружать туда все, что попало — это

1. Эффективнее изучать

Обучение должно строится эффективно. Для каждого подходит разных формат, и вы должны найти самый эффективный для вас. И очень важно, чтобы все ваше обучение имело цель. Мое обучение искусству всегда было бесцельным — мне просто хотелось понять его и узнать про его историю. Это одна из причин, почему я ничего не помню.

В любом формате обучения — чтении, просмотре видео, прослушивании лекций — нужно осознанно знакомиться с каждым блоком информации. Есть универсальные этапы ознакомления с материалом. Посмотрим на примере с книгой:

  • Познакомьтесь с книгой, прочитав содержания и заголовки.
  • Решите, чему вы хотите научиться из книги.
  • Просмотрите абзацы, чтобы найти полезные.
  • Обратите внимание на интересные отрывки.

Вместо того, чтобы читать книгу от корки до корки, нужно перебирать ее много раз, и каждый раз переходить к тем частям книги, которые вам нужно прочесть для опеределенной цели. Эта целью может быть внимательное чтение, создание правильных заметок и их интеграция в ваш второй мозг.

2. Правильно делать заметки

Умение вести хорошие заметки и конспекты — очень важный навык для качественного обучения. Без анализа и синтеза идей, вы не получите знания. А без повторения пройденной информации, вы все забудете.

Ведения заметок или мини-конспектов позволяет лучше понять материал, и иметь к нему доступ в будущем. Это развивает навыки общения, вычленения сути, логики и критического мышления.

Создавая заметку, вы должны сделать ее максимально понятной и интересующей, чтобы Вы в будущем захотели ее перечитать. Поэтому, ваша цель — разработать открываемую заметку. Будущий Вы не будет верить, что все, что вы сейчас помещаете в свои заметки, является ценным. У будущего Вас нет времени на анализ большого количества материала, поэтому вам нужно сделать такие заметки, которые привлекают внимание, пробуждают интерес и качественно доносят суть идеи.

Для этого, нужно достичь компромисса между сжатием и контекстом. Сжатие позволяет сделать заметку небольшой, простой и удобной для восприятия. А включение контекста делает наши заметки понятными. Это трудный компромисс, потому что невозможно сжать что-либо, не потеряв часть его контекста.

Если вы сделаете слишком краткое резюме, вы потеряете контект, а значит и смысл. Через год вам уже будет сложно понять, почему эта заметка так важна. Но если вы сделаете резюме слишком понятным (добавите в него много деталей), заметка потеряет возможность обнаружения.

Вы не можете знать, чем будете интересоваться и что будете делать в будущем, поэтому вам придется делать заметку, не зная, для чего она будет использоваться. Можно воспользовать прогрессивным обобщением (progressive summarization). У такого обобщения есть несколько слоев:

  • Слой 0 — это исходный текст в полном объеме. Текст в широком смысле слова.
  • Слой 1 — это фундамент обобщения: все, что вам показалось интересным или полезным из текста. Вы копируете куски текста в заметку, не придерживаясь никаких критериев отбора.
  • Слой 2 — это первый этап настоящего резюмирования, в котором вы выделяете жирном шрифтом лучшие части из импортированных идей. Здесь тоже нет четких критериев, вы просто выделяете то, что является сутью идеи.
  • Слой 3 — это выделение еще более важного среди всего выделенного жирным шрифтом. Здесь нужно искать лучшие идеи, выделяя только то, что действительно уникально или ценно. Этот этап нужно делать при повторном просматривании заметки.
  • Слой 4 — это все еще глубокое резюмирование — выделение чужих слов, но еще и запись своих собственных. Здесь нужно оставить самое важное из текста и дополнить своими примечаниями, повторить ключевые моменты своими словами. В конце, вы можете добавить свою индивидуальность и креатив: прикрепить мини-пример из вашей жизни, или изменить стиль заметки.

Важно сохранять все предыдущие слои в заметке на этапе ее анализа, чтобы у вас была возможность пропускать некоторые вещи и не бояться их потерять. Бывает так, что вы можете принять неправильное решение о том, что важно. Но с защитой из нескольких слоев вы можете сделать по-настоящему смелое интеллектуальное исследование.

3. Сохранять заметки в своем втором мозге

Вы можете выбрать любой вариант организации второго мозга: с помощью тэгов, с помощью древовидного метода, или с помощью связей (типа Zettelkasten). Я подробно описывала каждый в других статьях.

Главное, следовать единой выбранной системе, сделать ее максимально простой и доступной для себя. И не хранить заметки в бумажных блокнотах и тетрадях, так как вы никогда к ним больше не вернетесь и не поймете их.

Также, остерегайтесь кластеризации заметок на основе структуры текста, пройденного материала. Группируйте их таким образом, чтобы их структура отражала ваше мышление.

Помимо заметок по всем темам вашего обучения, в системе второго мозга можно удобно вести центр управления обучением, трекинг курсов, расписания учебы и хранилище всевозможных учебных материалов.

Скачивайте мою книгу Дизайн жизни на