Детектив в картинной галерее: как разоблачают поддельные картины великих мастеров

Любой серьезный музей изобразительного искусства или держатель коллекции художественных произведений заинтересован в том, чтобы в его драгоценном собрании были только подлинные работы признанных мастеров. Но, увы, повышенный спрос на ценные картины порождает огромное желание их подделать. По этой причине, а также в силу различных обстоятельств, не связанных с преднамеренной фальсификацией полотен, сотрудники научных лабораторий, занимающихся установлением подлинности картин, становятся свидетелями громких разоблачений. Как же им удается установить подлинность картин и разоблачить авантюристов?

Начнем с того, что отсутствие точного списка работ того или иного художника оставляет лазейку для авторов подделок, которые зачастую выдают свои творения за ранее неизвестные работы Ван Гога или Айвазовского. Длительное время, прошедшее с момента написания картины, — еще одно обстоятельство, идущее на пользу мошенникам. За 10, 20 или 30 лет картина могла быть увезена в другую страну, утеряна, подарена или продана на аукционе коллекционеру, пожелавшему остаться неизвестным. Это, в свою очередь, порождает массу «счастливых случайных находок», с которыми и приходится бороться экспертам.

Визуальный осмотр и микроскоп

Как только картина попадает на экспертизу, ее первым делом осматривает специалист, и уже на этом этапе профессионалы могут выявить явные подделки. При помощи визуального осмотра можно обнаружить несоответствие профессиональной подписи или нехарактерную манеру нанесения краски. Микроскоп в свою очередь помогает ученым выявить такие изъяны подделки, как нанесение свежей краски на картину с потрескавшейся краской — кракелюром, что указывает на то, что полотно было написано задолго до того, как «великий художник» оставил на нем автограф.

Ультрафиолетовый свет

При помощи ультрафиолетовых лучей можно увидеть полотно совсем в другом свете и обнаружить массу интересного или, наоборот, не найти того, что там должно быть. Например, некоторые мастера делали предварительный набросок карандашом, перед тем как наносить рисунок краской. Зная эту особенность, можно при помощи инфракрасной камеры обнаружить следы графита и сделать выводы о подлинности работы. Например, таким способом удалось обнаружить подделки работ Айвазовского, который всегда наносил разметку полотна карандашом.

Рентгеновские лучи

При помощи рентгеновских лучей также можно увидеть то, что скрыто от человеческого глаза. Например, ретнгенограмма позволяет проследить последовательность нанесения и другие особенности слоев краски, которые сравниваются с другими работами исследуемого художника, подлинность которых не вызывает сомнений. А иногда такой способ позволяет выявить наличие других картин или нехарактерных для периода творчества мастера деталей исходного полотна.

Химический анализ и спектроскопия

Если предыдущие способы не выявили ничего подозрительного, но сомнения в подлинности все же остались, то можно их развеять путем химического анализа. Состав краски, которыми пользовались художники, менялся в зависимости от времени, а также от страны проживания мастера. Поэтому, сравнив состав красок с подлинными работами автора в тот же промежуток времени, можно выяснить, где и когда была написана картина. Спектроскопия также позволяет выявить химический состав краски, но без подробного процентного соотношения ингредиентов, хотя и этого во многих случаях бывает достаточно.

Источник: travelask.ru