Один день из жизни сотрудника, отправившегося строить школу в Сенегале

Пишет блогер Ольга Корниенко:

Мы совсем недавно вернулись с коллегами из поездки в Сенегал, где начали строить школу в одной деревне. Стройка была запущена в рамках одной из глобальных инициатив фонда Acronis Foundation — Acronis Schools Initiative, это программа строительства школ в развивающихся странах мира. Первую свою школу мы открыли ровно год назад в Мьянме. Сейчас уже функционирует школа в Танзании, и через несколько недель откроем школу в Камбодже, параллельно запущено строительство школ в Перу и Гватемале. Но сегодня, конечно, я расскажу о строительстве школы в Сенегале, в котором я принимала личное участие 🙂

Поездка в Сенегал была уникальна тем, что мы не только нашли район, где очень нужна школа, и реализовали первый шаг проекта — строительство, но и решили сами пожить в деревне, чтобы лучше понять, что необходимо и чего не хватает в деревне и в школе и что нужно для обучения. В общем, мы решили полностью погрузиться в обстановку.

Команду отбирали среди всех наших офисов по миру. В итоге в Сенегал отправились 20 человек разного возраста, с разным опытом и образованием, чтобы после поездки все проанализировать и рассмотреть самые разные идеи с разных углов зрения и воплотить их в жизнь.

Сегодня я расскажу вам, как проходил один мой день — 8 ноября 2018 года. День в саваннах Сенегала, в деревне Saopa Serere, куда мы приехали помогать в строительстве школы. Нас поселили по 3-4 человека в семью. Наши группы жили в домиках-комнатах, которые семьи освободили для нас, постелили нам маты и прикрепили москитные сетки. В нашем домике бетона на полу видно не было — слой песка составлял сантиметров 15-20, а когда заселялись, в нем сидела курица с цыплятами. Условия необычные, но нам всем понравилось.

7:00 — подъем! Я проснулась и собралась пойти набрать ведро воды из колодца, чтобы умыться. Но прежде чем выйти из домика, мы с коллегами совместными усилиями вспомнили, как на языках местных жителей, Wolof и Serere, будет «доброе утро». Я вышла и поприветствовала нашу сенегальскую семью. Основным языком нашего общения, конечно, были жесты, улыбки и эмоции, но мы старались выучить что-то новое и порадовать наши семьи.

В это время семья, у которой мы жили, уже вовсю трудилась: они готовили завтрак, наполняли бочки водой из колодца. Работали все: и дети, и взрослые. Нам помогали принести ведра воды из колодца для умывания, хотя зубы мы чистили только своей, бутилированной водой.

Я взяла свое ведро с водой и направилась в сторону «душевой кабины», которая находилась во дворе и представляла собой 2 маленькие комнаты с железными дверками и отверстиями в полу. В качестве лейки душа использовали небольшой ковшик 🙂

7.50 — спешим на завтрак! Это был четвертый день нашего пребывания в деревне, и я, как обычно, отправилась первым делом в штаб. По факту это был двор одной из семей, где мы завтракали, обедали и ужинали 🙂 Кухня, где нам готовили еду, находилась в соседнем дворе. Во двор штаба нам ставили парты, которые мы вместе с местными жителями приносили для каждого завтрака, обеда и ужина.

8:00 — Breakfast time!

В это утро дежурила я — помогала раскладывать еду и относить тарелки на кухню, которая, как писала выше, была организована во дворе одного дома, принадлежащего уже другой семье. Еда была вегетарианской. Нет электричества — нет холодильников, мясо и рыбу хранить негде. Но нам нравилось, кормили очень вкусно! На завтрак даже были пончики (на фотографии).

8:30 — урок пения

Мы закончили завтракать и отправились к детям к месту строительства новой школы, на поле, которое находится рядом со двором штаба.

Накануне вечером мы договорились со школьными учителями, что начнем новый день с разучивания песен — мы научим детей песне на английском языке, которую мы успели перевести на Serere, а они нас научат песне на французском.

9:00 — за работу!

Мы собрались в круг, где поприветствовали друг друга, настроились на работу и составили план строительства на день.

9:15

Сразу после этого мы приступили к работе.

Мы поделились на команды и разошлись на разные точки работы, а потом менялись, чтобы каждый член команды успел попробовать себя в каждом деле. Сначала я и моя группа копали.

10:00 — перерыв и новая точка работы

Мы постоянно меняли деятельность: мешали цемент, скручивали проволоку и делали арматуру, которая закладывается в несущие стены и фундамент.

Я участвовала в каждом этапе.

На фото ниже вы можете увидеть, как мы работали все вместе: выстраивались в ряд и передавали кирпичи от места, где они сохли, до школы, куда их закладывали.

Наша любимая станция — это making bricks или просто «бум-бум, тап-тап». Тут мы делали кирпичи при помощи специальной формочки. Со звуком «бум – бум», нужно было поднять форму и ударить об бочку, чтобы цемент, который туда положили, спрессовался немного, говоря «тап-тап» мы снимали c верхней части формы кирпича лишний цемент. Это была веселая станция со своим девизом «бум-бум, тап-тап»!

13:00 — Заканчиваем стройку на сегодня!

На обед у нас чаще всего были рис и овощи, все было достаточно острое. Но нам всем очень нравилась еда!

14:00 — время интересных историй!

Послеобеденное время мы посвятили обсуждениям местного уклада, а также рассказывали друг о друге. Команда у нас была действительно международная: сотрудники приехали из России, США, Германии, Италии, Нидерландов и Сингапура. В этот день мы говорили о том, как устроена жизнь здесь в деревне и в больших городах, обсуждали распределение обязанностей между мужчинами и женщинами, образование в разных странах.

15.00 — возвращаемся домой!

Мы вернулись домой, я приняла так называемый «душ» и стала помогать семье по хозяйству — просеивать и толочь кус-кус.

И играть с детьми.

17:00 — общее мероприятие.

В 17 часов мы пришли на мероприятие, которое нам организовали жители деревни — рейслинг и танцы. В этот день семьи, принявшие нас в свои дома, дали нам национальные костюмы. В таком костюме я тоже танцевала.

Накануне у нас проходило другое мероприятие — gender talks — это мероприятие, во время которого женщины общались с женщинами из деревни, а мужчины — с мужчинами, и задавали через переводчиков вопросы: обсуждали совершенно все, без каких-либо запретов. Это было очень интересно, я многое узнала о семьях и о жизни в деревне.

18:00 — ужин.

Я с командой отправилась на ужин, на ужин были овощи.

18:30 — время с детьми.

После ужина я поиграла с детьми и стала смотреть их тетрадки.

Ребята, которые знали французский, помогали детям читать на французском. Я французского не знала, так что учила детей считать до 10 по-английски.

20:00 — волшебное ночное небо Сенегала.

По наступлению темноты мы продолжали играть и читать тетрадки при свете фонарей, и тысячи жуков прилетали на свет фонаря. Потом вместе смотрели на бесконечное звездное небо, сказали друг другу Bufet!, что означает «До завтра!», и разошлись спать.

21:00 — готовимся ко сну

В комнате мы жили вчетвером: Мелинда из США, Аня, Ксюша и я — из России. «В душ» ходили по очереди. Вечером на свет зажженного фонаря слеталось огромное количество насекомых, вода из колодца становилась холоднее, иногда хотелось отказаться от вечернего душа совсем, но ложиться спать было приятнее ополоснувшись. Я сходила в душ.

21:30 — легла спать в свою «постель».

В домике было достаточно жарко. Только к утру становилось прохладнее и было уже гораздо приятнее спать.

23:00 — добрых снов!

Нас укутала в свои объятия сенегальская ночь, полная звуков настоящей Африки — пение бесчисленных птиц, стрекот сверчков… лаяние собак, голоса лошадей, осликов и коз! 🙂

С мыслями о прошедшем насыщенном дне и планами на следующее утро я уснула в своей «кровати».

Послесловие

Когда мы разъезжались, то тоже говорили друг другу Bufet! И хотя мы уехали, эта Soupa Serere осталась в нашем сердце. Вся команда Acronis хочет помогать нашей Soupa Serere, хочет сюда вернуться и посмотреть, как школа, которую мы все вместе строили, изменит жизнь в нашей сенегальской деревне!

Сейчас наша цель — построить 15 школ в течение трех лет, помочь с образовательными программами и подготовкой учителей в этих районах. Проект реализовываем постепенно, step by step. Первый шаг — это построить школу, так как сейчас во многих регионах детям негде даже учиться, и они сидят в тени деревьев, на ветру, под дождем, чтобы просто послушать учителя. Важно сделать само здание, построить школу и инфраструктуру, создать обстановку, которая позволит им записывать уроки в тетради и усваивать материал. Второй шаг — это помощь с учебными программами и материалами, так как учителя в деревне чаще всего есть. Например, в Сенегале один учитель даже 2 года изучал русский, мы немного поговорили с ним на русском языке. Третий этап — помогать преподавателям и проводить дополнительное обучение, предоставлять компьютеры и так далее. Например, в ноябре 2017 года мы подарили нашей школе в Мьянме 5 ноутбуков на солнечных батарейках, и сейчас у каждого ребенка есть как минимум одно занятия на компьютерах в неделю.

Фотографии и текст —

Источник: travelask.ru