Три громких случая похищения экспонатов из российских музеев

Желание присвоить себе чужое, своровать или украсть — совершенно справедливо осуждаемый порыв во всех странах, обществах, у представителей любой религиозной конфессии, да и вообще в любую историческую эпоху. Но полбеды, когда что-то ценное украли у одного человека. Куда хуже, когда все люди на земле, а может, конкретный народ лишается какой-то бесценной культурной единицы из-за злого умысла. Вспоминаем несколько громких случаев исчезновения экспонатов из российских музеев.

Похищение «Святого Луки»

В Советское время картины крали не так уж часто. Во-первых, вывезти их за рубеж было весьма проблематично. Во-вторых, стоимость, которую потенциальные покупатели могли отдать за шедевры на родине была совсем не впечатляющей. Словом, «овчинка выделки не стоила». Но порой кражи все же случались, и это было из ряда вон выходящее событие. Так произошло и с картиной «Святой Лука» Франца Хальса. Полотно было похищено из Пушкинского музея в 1965 году.

«Святой Лука», около 1625 года. Франс Хальс

Что еще хуже, произошло это именно в санитарный день, поэтому кражу обнаружили лишь на следующий. Казалось бы, если время упущено, шансов найти картину не по горячим следам весьма мало. Хотя были приложены максимальные усилия, поначалу зацепиться за что-либо не получалось, а поиски велись в обстановке строгой секретности. Позже найти бесценный шедевр помог случай: злоумышленник пытался сбыть ее внештатному сотруднику милиции, не подозревая кто перед ним стоит. Вора задержали. Выяснилось, что это не кто иной, как помощник реставратора картин Пушкинского музея. Вот только за время, пока картина находилась в квартире похитителя, она серьезно пострадала: очень уж неподходящие условия там были. У специалистов ушло 2,5 года, чтобы восстановить экспонат.

Похищение картины «Бассейн в гареме»

Полотно работы Жана-Леона Жерома было похищено уже в постсоветское время, в 2001 году, из Эрмитажа. Преступникам никто не помешал, поэтому наглые похитители вынесли картину в обычный рабочий день Просто картина висела в тот момент в помещении, закрытом для посетителей. Так что злоумышленники просто зашли в заветный зал, вырезали полотно и унесли. А потом во всех газетах и на телевидении началась немалая шумиха. Которая, может, и польстила самолюбию воров, но явно помешала им обогатиться: сбыть полотно в такое время было просто нереально.

«Бассейн в гареме» (фрагмент), 1876 год. Жан-Леон Жером

Помучившись долгие пять лет, уже не радуясь своей лихости и смелости, похитители решили избавиться от потрепавшего им нервы шедевра. Причем весьма оригинально. Они доставили его прямо в приемную коммуниста Геннадия Зюганова. Особенно неприятно, что похитители обращались с картиной очень неаккуратно: сложили ее вчетверо и так и хранили. Естественно, отличной сохранности полотна это никак не способствовало, и позже ушло три года на восстановление вновь приобретенных изъянов полотна. Но с 2009 года «Бассейн в гареме» снова появился в Эрмитаже. И словно доказывает всем своим видом, что искусство выстоит вопреки любому варварству. Впрочем, не всегда.

Похищение золотых фаларов в Ростове-на-Дону

Эти элементы украшения конской упряжи были похищены в 1971 году из краеведческого музея. Вор не был профессионалом, не имел криминального опыта вообще, но его дерзкий замысел все равно увенчался успехом. Молодой человек просто пролез в окно, варварски разбил витринное стекло и схватил семь золотых фаларов, которые очевидно привлекли его своим внешним видом. Что интересно, сигнализация была исправна и сработала, но парень успел скрыться. Правда, его вскоре поймали. Но было поздно: предприимчивый молодой человек уже переплавил бесценные древние экспонаты в один золотой слиток и пытался продать его скупщикам драгметалла. Те его, кстати, и выдали. Так по человеческой глупости и жадности мы лишились ценных археологических находок.

Золотые фалары имели приблизительно такой вид

Можно не быть знатоком искусства и поневоле испытывать трепет перед бесценными картинами художников или старинным украшением. Ведь любая древность, дошедшая до наших дней, завораживает. И жаль, что кого-то лишь тем, за сколько ее можно продать. А о каких громких кражах из музеев слышали вы?

Прочитайте, как из нидерландского музея в шедевр XVII века стоимостью 15 миллионов долларов.

Источник: travelask.ru